Этот день не отмечен красным ни в одном календаре. Хотя на то есть все основания. У многих мурманчан, питерцев, жителей иных городов и весей, причастных к тем событиям сорокалетней давности, уверен, есть повод поднять бокал.
На подмогу «Ленину»
По значимости и драматизму это событие сродни первому полету человека в космос. 17 августа 1977 года впервые в истории Северный полюс был покорен в активном плавании экипажем советского атомного ледокола «Арктика». Это даже через четыре десятилетия не перестает восхищать. Много позже путь на полюс станет привычным, а вершина планеты превратится в туристическую мекку. Сорок лет назад было все иначе. Мурманские ледоколы на трудном пути проходили только первые свои мили.
К тому времени флот атомных ледоколов Мурманского морского пароходства состоял из двух судов: атомохода «Ленин» и пришедшей к нему на подмогу в 1975 году «Арктики». Она была головным судном в совершенно новой серии ледоколов, более мощных и современных.
Первые же навигации подтвердили высокую надежность техники и мастерство экипажа. В 1976 году экипаж «Арктики», по сути дела, спас из грозившей захлопнуться ледовой ловушки многих коллег-дальневосточников. Тогда ранняя зима намертво сковала в высоких широтах десятки транспортных судов. Освободить их из ледового плена смогла только «Арктика». О той навигации капитан ледокола Юрий Кучиев доложил на заседании Морской коллегии в Москве.
В ожидании «добра»
А вскоре заговорили и о рейсе нового ледокола в район Северного полюса. Предложение стало «подниматься» все выше по этажам власти. Подготовке к рейсу дали зеленый свет. Поход планировали на 1976 год. Но вмешалась политика. В Женеве тогда собиралась международная конференция по морскому праву. Возможная неудача с походом могла стать отличной козырной картой для наших западных оппонентов. Подготовительные работы решили не сворачивать, но о конкретных сроках экспедиции старались не говорить.
Годом позже в прессе появилось любопытное сообщение. В Англии задались идеей один из своих дизельных ледоколов «вморозить» в арктический лед в районе Новосибирских островов. По замыслам, судно должно вместе со льдом совершить дрейф в приполярных районах Земли. Другой свой ледокол в активном плавании англичане хотели направить на полюс. Информация попала в Минморфлота, оттуда – в Кремль, и в конце июля – в Политбюро ЦК КПСС. После проработки всех деталей и изучения возможностей была назначена точная дата выхода в уникальный рейс – 9 августа.
По пути первопроходцев
Предстоящий рейс был не только уникальным, но и в немалой степени опасным. Не было опыта плавания в приполюсных районах. Для тех мест даже не изготовлялись карты. Их до августа 1977 года печатали только до 82-го градуса северной широты. Никому и в голову не приходило, что судно может подняться выше. Беспокоились за работу судового навигационного оборудования. Его тоже предстояло впервые опробовать в высоких широтах. С опаской поглядывали на три винта ледокола. Потеря хотя бы одного из них на треть снижала возможности судна. И тогда о штурме ледовых полей не могло бы быть и речи. Или другой пример. Сразу же после выхода «Арктики» из Мурманска метеостанции Гренландии и Аляски прекратили передавать нам данные о ледовой и метеорологической обстановке в высоких широтах. Но обошлись без них, отлично сработали наши специалисты на Диксоне.
При подготовке похода вспомнили опыт челюскинцев. На борт атомохода погрузили запас аварийного питания, которого могло хватить на 8 месяцев, и все необходимое для строительства ледового аэродрома – от гусеничной техники до деревянных досок для домиков.
Тайна, известная многим
О предстоящей экспедиции вслух предпочитали не говорить. Но шила, как известно, в мешке не утаишь.
– Впервые о возможности похода на полюс мне довелось услышать в Ленинграде на курсах повышения квалификации, – вспоминал участник первой экспедиции на полюс Владимир Гулин. – Когда вернулся в Мурманск, коллеги из сменного экипажа, сдававшие нам дела, не без сожаления прямо говорили: мол, повезло вам, мужики, на полюс пойдете!
Или еще. Летним августовским вечером 1977 года в центре города автор случайно встретился с Евгением Метелкиным, старым знакомым. На «Арктике» он был начальником рации.
– Готовимся в Арктику, – между делом в разговоре обронил собеседник и шутливо продолжил, – уже дырочку на пиджаке для медали провертел.
За что полагалась эта медаль, все в стране узнали буквально через несколько недель.
В те дни подготовка к рейсу шла полным ходом. За считанные недели до выхода ледокола из ремонта случилась непредвиденная заминка. Устранить ее морякам предстояло своими силами. Иначе вместо похода на полюс все бы закончилось переходом на судоремонтный завод «Звездочка». И задерживаться с выходом в Арктику было нельзя, не позволяли прогнозы ледовой обстановки. Но – успели, работали в три смены, многие даже ночевали возле своих рабочих мест. 9 августа «Арктика» вышла из Мурманска и взяла курс на полюс.
Последние мили
Последние дни пути были самыми непростыми. 14 августа начались ледовые поля, которым не было конца. Толщина льда составляла около 4 метров, кругом возвышались торосы. Впервые за время рейса силовые установки ледокола вывели на стопроцентную мощность. Чем ближе была цель, тем громче становились удары льда о борт, сильнее вибрация. Во время приема пищи, чтобы не прыгали кастрюли и не слетали тарелки, замедляли ход. 16 августа ледокол вошел в такое мощное ледовое поле, что на мостике стали считать каждый метр пройденного пути. На 10 миль потратили четыре часа.
В ночь на 17 августа на ледоколе никто не сомкнул глаз, боялись проспать торжественный момент. И вот по судовому радио прозвучал голос четвертого помощника капитана Павла Ню: «Наш ледокол в четыре ноль-ноль по московскому времени вышел на северный географический полюс!».
– Я как раз заступил на вахту, – вспоминал о тех минутах Владимир Гулин. – Все свободные от вахты собрались на мостике. В «точку» вышли в 3.59. И среди моряков возник хотя и шутливый, но горячий спор, на чью вахту записывать это событие: тем, кто стоял до 4.00, или тем, кто их сменил. По уставу вахта комсостава передается за 10 минут до ее начала. Поэтому эти «золотые минуты» отошли тем, кто заступил в 4.00. Но разве в этом дело, главное, что мы – на полюсе!
Радость без подсказки
На Северном полюсе ледокол пробыл всего 15 часов. Успели провести торжественный митинг. Его сценарий в пароходском парткоме заготовили еще до выхода в рейс. Потом помполит Лазарев вывесил его на судовой доске объявлений. В сценарии среди прочих был отдельный пункт: «Всеобщее ликование». Бумага недолго провисела на доске, охотники до реликвий попросту стащили ее на память.
На льду моряки обошли хороводом вокруг вбитой в лед земной оси, совершив таким образом кругосветное путешествие за несколько минут. Но особым шиком среди участников экспедиции пользовались… арбузы. Многие везли их с Большой земли, из Мурманска, берегли до последнего дня. Зеленая ягода с черными полосками-меридианами очень напоминала наш земной шар. Хвостик – Северный полюс. С него и начиналась разделка витаминного продукта. Символично, что ни говори.
То был звездный час «Арктики» на макушке Земли. За атомоходом навсегда закрепилась слава первопроходца и кузницы кадров для тех атомоходов, которые еще не раз потом вернутся на полюс.
Последний причал
Сегодня «Арктика» стоит у последнего причала в ожидании утилизации. За кормой ледокола славный трудовой путь. К началу нового века атомный ледокол прошел во льдах почти миллион миль, провел за собой около трех тысяч судов с грузами, установил несколько рекордов.
С 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года «Арктика» ровно год отработала на трассе Севморпути без захода в порт, установив еще один мировой рекорд. За навигацию удалось провести 110 судов, добавив еще 50 тысяч пройденных миль. На момент возвращения из рейса наработка основного оборудования и обслуживающих систем атомного ледокола составила 146 тысяч часов. Эти результаты дали основание вести речь о продлении ресурса работы атомной установки «Арктики» до 175 тысяч часов при проектном ресурсе 100 тысяч часов. В августе 2003 года после комплекса работ по продлению ресурса атомный ледокол «Арктика» вновь вышел на трассы Северного морского пути и успешно работал пять лет.
В августе 2008 года у ледокола закончился срок действия документов Морского регистра РФ. 3 октября была остановлена его атомная энергетическая установка. В 2011 году экипаж с «Арктики» сняли, ледокол вывели в «холодный» отстой в ожидании утилизации. Из Регистровой книги судов атомоход был исключен 31 июля 2012 года.
Валерий СЕРЕБРЯКОВ.
serebriakov@vmnews.ru
Фото из открытых Интернет-источников.
Ленин! Ответьте Брежневу!
Свое гордое имя «Арктика» носила, скажем так, с перерывом. С 1982 по 1986 год на ее бортах было выведено «Леонид Брежнев». Всему виной политические игры. Имя скончавшегося генерального секретаря на самом «верху» было решено присвоить атомному ледоколу. Идею срочно бросились претворять в жизнь. Но, как потом выяснилось, немного поторопились. И в спешке присвоили, но не тому судну. Предполагалось, что так назовут строящийся ледокол той же серии, что и «Арктика». Но в соответствующем событию постановлении для переименования была указана именно «Арктика». К тому времени ледокол уже много лет проработал в высоких широтах, провел сотни караванов. Уточнять и выяснять, что на что менять, никто не стал. Команда сначала поступила в Мурманск, а потом и на борт самой «Арктики». Та как раз находилась там, где ей и положено – в Арктике, обеспечивала проводку судов.
Откладывать дело до возвращения в порт приписки было нельзя, директиву требовалось исполнить и доложить. Проводку пришлось на время приостановить. Рисовать буквы на борту на ходу нельзя. К тому же на морозе быстро этого не сделать, металл надо подготовить под краску.
Рукастые мастера взялись за дело. Но быстро выполнить задачу не получилось. Краска отказывалась ложиться. Исхитрились, нашли способ обмануть холод и строптивое железо. Но тут другая напасть – из-под новой надписи стало упорно проступать прежнее название «Арктика». Работу переделывали несколько раз, чтобы добиться желаемого результата. Но довести до ума все удалось только у причала. И несколько лет в эфире можно было услышать такую фразу: «Ленин! Ответьте Брежневу!».
Не говорите «Арктике» прощай
Ледокол «Арктика» обязательно вернется в Арктику. В июне 2017 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге на воду спустили на сегодняшний день самый мощный и большой в мире новый атомный ледокол со старым названием «Арктика». Он станет головным кораблем проекта, в его рамках планируется построить сразу несколько ледоколов, которые позволят укрепить лидерство России в освоении Арктики.
Ледокол был заложен 5 ноября 2013 года. Он рассчитан на преодоление ровного льда толщиной 2,8–2,9 метра с устойчивой скоростью. В отличие от своих предшественников новая «Арктика» является двухосадочным ледоколом. При глубокой осадке он способен проламывать толстые океанские льды, при мелкой – работать в руслах рек, тем самым замещая собой сразу ледоколы двух классов – «Арктика» и «Таймыр».
Главными задачами этих ледоколов являются обслуживание Северного морского пути, также они будут осуществлять буксировку плавучих сооружений, участвовать в спасательных операциях и научных экспедициях. Благодаря использованию переменной осадки ледоколы данного проекта способны эффективно работать как на глубокой воде, так и на мелководье в руслах сибирских рек. Всего в рамках проекта запланировано построить три ледокола.
Основные характеристики атомоходов новой серии:
Водоизмещение: 33 540 т
Длина: 173,3 м
Ширина: 34 м
Высота: 15,2 м
Осадка: 10,5 м / 8,55 м
Двигатели: 2 реактора РИТМ 200
Мощность: 60 МВт (на валах)
Движитель: 3 гребных винта
Скорость хода: 22 узла (41 км/ч)
Автономность плавания: 7 лет (перезагрузка топлива)
Экипаж: 74 человека