В самый разгар весны, пусть даже календарной, на автолюбителей как снег на голову свалилось строгое предписание. С 4 апреля все, кто ездит на шипованной резине, обязаны сей факт обозначать соответствующим знаком, определенным Правилами дорожного движения.
На чем еще ездить?
Собственно, на каких колесах еще ездить зимой? Или весной, особенно нашей северной, капризной и непредсказуемой? У многих мурманских автолюбителей на памяти те времена, когда знак «Шипы» был строго обязательным. В ту пору шипованная резина только-только входила в повседневный обиход. Относительно ее функциональных характеристик было много толков: одни хвалили, другие ругали. Поэтому и ездили по зимним дорогам кто на чем. Тогда и был официально принят предупреждающий знак на заднем стекле: мол, коллега, имей в виду, я «на шипах»! Поэтому мой тормозной путь будет гораздо короче. Но с годами шипованные покрышки потеснили на рынке все другие виды аналогичного товара. Даже те, что позиционировались как всесезонные. Через несколько лет о знаке забыли и вовсе, никто на его отсутствие не обращал внимания.
И вот – новый поворот: без знака на дорогу выезжать запрещено. Будучи законопослушным автовладельцем, сразу же отправляюсь за покупкой. На трех автозаправках на меня смотрят с понимающим сочувствием. Но заветного треугольника предложить не могут. Нет в продаже. Тогда едем по автомагазинам. Там-то, прикидываем на ходу, точно с пустыми руками не останемся. Но и тут незадача. В одном барышни за прилавком смущенно разводят руками и говорят, что все знаки уже раскупили, начальство заказало новую большую партию, ее ждут со дня на день. А в другом поначалу обрадовали: есть «шипы». Однако праздновать удачу оказалось рано. Знаки были не по стандарту маленького размера. Ровно вполовину. У прилавка нас, охотников за «шипами», собралось несколько человек. Разгорелась дискуссия. С одной стороны, требования выполнены, знак есть. А с другой стороны, знак нестандартный. И как к его размеру отнесется остановивший тебя инспектор ГИБДД, неизвестно. Поэтому решили не вводить себя в лишний разор и продолжить поиски. Они так и завершились безрезультатно. Выяснилось, что знаки в последние дни сметали с полок как горячие пирожки в базарный день. Сразу же у торговли появились добровольные «помощники». Они, скупив заветные треугольники в магазинах и на заправках, бойко предлагали дефицитный товар всем желающим. Но уже втридорога. На минувших выходных двое таких граждан на автостоянках возле крупных городских торговых центров просили за «Ш» по 100–150 рублей.
Рисунок на заданную тему
Как мурманские автолюбители отнеслись к нововведению? Практически никак. Знаки на положенных местах установлены у немногих. По всей вероятности, это или самые законопослушные, или те, кому машины от прежних хозяев достались с уже намертво приклеенными знаками. За десять минут дороги от дома до работы автору на глаза попались всего семь таких автомобилей. А по идее уже все автомобили должны быть со знаком. Неужели штрафы не пугают? За разъяснениями отправляемся в ГИБДД.
– Проблема с временным отсутствием в продаже знаков «Ш» нам известна, – говорит временно исполняющий обязанности командира ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по городу Мурманску Сергей Хвостов. – Поэтому до осени текущего года за их отсутствие инспекторы не будут привлекать автомобилистов к административной ответственности. Дадим людям время подготовиться.
Но неожиданная временная отсрочка не повод сидеть сложа руки. Тем более что дефицитом российского автомобилиста не напугать. Его нам не впервой заменять «народным творчеством». Бумага, ножницы, краски… и через полчаса дорожный знак готов к установке. И такие на улицах города на автомобилях встречаются нередко. Многие сразу же попадают в социальные сети. Но законна ли такая замена?
– Если выполненный от руки знак соответствует установленным требованиям Государственного стандарта, то он может использоваться, – снял все сомнения Сергей Хвостов.
Новый круг дорожных правил
В России могут внести изменения в некоторые правила дорожного движения, чтобы приблизить их стандарты к общеевропейским. По итогам совещания в правительстве первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил МВД и Минтрансу в течение месяца проработать предложения, связанные с изменениями Правил дорожного движения.
По данным издания «Ъ», первые коррективы коснутся правил проезда перекрестков с круговым движением. Согласно действующему законодательству водители на круге уступают дорогу въезжающим на круг, за исключением случаев, когда для последних установлен знак «Уступи дорогу». После внесения изменений будет закреплен д ругой принцип: если знака нет, преимущество останется за водителями, двигающимися по кругу.
Эксперты считают, что такое правило было введено в странах Европы для того, чтобы движение на круге не останавливалось. Представитель Шувалова пояснил изданию, что новая схема станет более эффективной для регулирования движения. По его словам, разница между европейскими и российскими правилами может создавать путаницу для водителей, например, если они берут в аренду автомобиль за границей.
Помимо этого Игорь Шувалов поручил проработать вопрос о введении в законодательство и в ПДД нового знака и термина «Зона успокоенного движения». В таких зонах пешеходам будет разрешено переходить проезжую часть в любом месте, при этом автомобилям будет запрещено двигаться быстрее 20 километров в час и совершать обгоны.
Валерий СЕРЕБРЯКОВ.
Фото из открытых Интернет-источников.