– Поймите, дорога – она для всех. Сегодня только инспекторам ГИБДД стопроцентную безопасность на ней обеспечивать становится все труднее. Каждый, кто за рулем, должен начать с себя: не нарушать правила дорожного движения, уважать других участников движения, быть нетерпимым к нарушителям. Особенно к тем, кто нетрезвым садится за руль. Не нами это придумано. Таков опыт нормальных отношений между людьми.
С такой преамбулы начался наш разговор с временно исполняющим обязанности начальника Управления ГИБДД УМВД России по Мурманской области полковником полиции Александром Уссом. Недавно минуло сто дней работы Александра Николаевича на этом посту. Полковник Усс шутит: «ГИБДД как доменная печь, здесь работа не может останавливаться ни на час».
Зимняя проверка
Александр Николаевич, с какими основными проблемами в сфере дорожной безопасности в области вам пришлось столкнуться?
– Их, на мой взгляд, несколько, но хочу выделить одну из главных – слабое развитие дорожной инфраструктуры. Посмотрите, в Мурманске сегодня живет менее трехсот тысяч человек, но автомобилей из года в год становится все больше. Во многих семьях уже по нескольку машин. Как показал соцопрос Минтранса и Минсоцразвития, наш город стал третьим в Северо-Западном федеральном округе по количеству автотранспорта на душу населения. В Мурманске на 1000 жителей приходится 380 транспортных средств.
Что касается всей области, то регион находится на 10-м месте по уровню автомобилизации: 321 автомобиль на 1000 жителей.
Конечно, рост благосостояния северян не может не радовать. Но наши улицы и проспекты для такой нагрузки маловаты. Мы постоянно поднимаем эту проблему при встречах с главами муниципалитетов, обсуждаем на региональной комиссии по безопасности дорожного движения.
Такая ситуация не только в областном центре, но и в других районах. Везде сложности с финансированием, не хватает инспекторов. Но это не оправдание. Всем участникам дорожного движения должны быть предоставлены комфортные условия передвижения по дорогам.
Нынешняя зима внесла свои коррективы в работу инспекторов ГИБДД?
– Часто приходится слышать, что зима в очередной раз пришла неожиданно. Но для региона за Полярным кругом это лишь отговорки. От владельцев дорог лишь требуется одно – более принципиальный подход к вопросам уборки и очистки трасс. Работаем с юридическими лицами, которые обслуживают дороги. С 1 октября 2016 года по 26 февраля текущего года за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог составлено 202 административных материала. Девяносто – в отношении должностных лиц на сумму 180 000 рублей, еще 112 адресованы юридическим лицам. Их тоже ждут немалые штрафы, от 150 до 300 тысяч рублей. Многие материалы уже рассмотрены судами.
Наши инспекторы помогали работникам городских служб убирать машины, которые мешали расчистке дорог. Такое сотрудничество позволило быстрее справляться с последствиями снегопадов. Это один путь. Плюс ко всему начали проводить совещания с руководителями муниципалитетов. Я три раза встречался с главой муниципального образования город Мурманск Дмитрием Филипповым. На встречах были его заместители, дорожники, субподрядчики. Высказали и выслушали пожелания сторон. Словом, нашли общий язык, значит, и дело сладится.
Плюс и минус
В минувшем году аварийность на дорогах области возросла на 10 процентов. В чем причины такой ситуации?
– Очень актуальный вопрос. Сотрудники батальона ДПС в Мурманске в иной день оформляют до 100 стыковочных дорожно-транспортных происшествий. Это когда в результате аварии нет пострадавших или погибших людей. Сегодня существующей штатной численности инспекторов хватает только на оформление документов по авариям. А нужна еще и профилактическая работа. Оптимизация штата нам трудно далась. Это одна из причин.
Сейчас руководство регионального УМВД поддержало нас. Руководитель управления обратился в Москву, и нам разрешили создать специализированный взвод. Он находится в стадии становления. Инспекторам предстоит работать по профилактике ДТП, особенно в отдаленных районах – Умбе, Алакуртти, на автоподъездах к Мончегорску и Апатитам. Во взводе будет 25 инспекторов. В перспективе планируем продолжить работу скрытыми патрулями. Их задача – борьба с автохамами и агрессивными водителями, контроль за использованием парковочных мест для инвалидов.
Профилактика среди водителей крайне необходима. В прошлом году они стали виновниками 90 процентов всех ДТП. Понятно, что автоматические системы фиксации нарушений многих дисциплинируют. Но присутствие на участке дороги или трассы дежурного экипажа действует куда сильнее.
А что можно записать в актив?
– На 15 процентов стало меньше происшествий на дорогах вне населенных пунктов. Там, как правило, ДТП часто имеют весьма тяжелые последствия из-за превышения водителями допустимой скорости движения. Более чем на четверть снизилось количество ДТП по вине водителей, чей стаж управления не превышает двух лет. И еще. В дорожно-транспортных происшествиях прошлого года не погиб ни один ребенок.
Лишь каждый четвертый
Устраивает ли вас уровень подготовки молодых водителей в автошколах региона?
– Он, к сожалению, далек от идеального. Судите сами, только 25 процентов курсантов автошкол в прошлом году смогли сдать теоретический и практический экзамены с первого раза. Остальным пришлось доучиваться и сдавать все заново. Стало меньше и тех, кто с первого раза смог ответить на все вопросы теоретической части. Такого раньше не бывало.
По вине начинающих автомобилистов в прошлом году произошло 21 ДТП, пострадало 29 человек. Показатели ниже 2015 года, но тенденция продолжает тревожить.
Дорожные инспекторы – частые гости в школах. Начинаете подготовку пешеходов и будущих водителей со школьной скамьи?
– Совместная работа Госавтоинспекции и педагогов длится уже давно. И это крайне необходимо. Недавно в мурманской гимназии № 8 открылся новый класс по углубленному изучению правил дорожного движения. Кабинет для изучения ПДД оснащен современным учебным оборудованием – интерактивными пособиями, настольными играми, макетами перекрестков. Все это может наглядно продемонстрировать ученикам основные правила поведения на дорогах.
На первом этаже гимназии установили электронную схему пути безопасного движения, с ее помощью ребенок может проложить себе безопасный маршрут до остановки общественного транспорта, организации дополнительного образования или другого досугового учреждения, находящегося в микрорайоне. И самое главное – понимание важности такой работы есть у педагогов.
Более того, мы сняли небольшой видеофильм об открытии этого класса. Его показали в Москве, в главке. Там наш опыт взяли на вооружение и теперь рекомендуют для внедрения повсеместно.
Самонадеянны и опасны
Пьяных на дорогах меньше не стало? Есть ли закономерность, например, в соответствии с днями недели, когда люди садятся за руль нетрезвыми? Неужели людей не останавливают строгие меры наказания?
– К сожалению, пока нет. За минувший год на 12 процентов возросло количество ДТП, совершенных водителями в состоянии алкогольного опьянения. Число погибших снизилось с девяти человек до семи, а вот количество пострадавших увеличилось с 66 до 81 человека. За январь 2017 года оформлено 23 материала по фактам повторного управления транспортным средством в нетрезвом виде и выявлено 192 водителя в состоянии алкогольного опьянения. В это число вошли и те водители, которые отказались от предложения пройти медицинское освидетельствование. Большинство таких недобросовестных водителей попали в поле нашего зрения на выходных или в праздничные дни.
К сожалению, многих не пугают ни значительные штрафы, ни лишение права управлять транспортным средством, ни трагические случаи со смертельным исходом. Такие автолюбители самонадеянны и опасны, создают на дорогах угрозу жизни и здоровью других водителей и пешеходов. Поэтому мы постоянно проводим оперативно-профилактические мероприятия, тотальные проверки. Большинство автомобилистов к ним уже привыкли и относятся с пониманием. Но вместе с автосообществом, на мой взгляд, бороться с нарушителями гораздо эффективнее. Поэтому мы призываем граждан не оставаться равнодушными и сообщать сотрудникам полиции о водителях, севших за руль в нетрезвом виде. В наших планах – проведение трансляций рейдов в режиме реального времени. Будем показывать в социальных сетях, на телевидении нарушителей. Пусть все знают этих «героев».
Камеры фото- и видеофиксации помогают ловить нарушителей? Сколько их на наших дорогах, если не секрет?
– Такие камеры – одна из основных мер профилактики происшествий в первую очередь на дорогах вне населенных пунктов. Сейчас в области используются 33 стационарных и 60 передвижных приборов фиксации.
За 2016 год на основании таких фотоматериалов правонарушителям направлено почти 185 тысяч постановлений о нарушениях – в среднем по 500 в день. Ровно на треть больше, нежели в 2015 году. В 2017 году в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы» запланировано приобретение еще 10 стационарных комплексов.
Беседовал Валерий СЕРЕБРЯКОВ.
Фото Ольги РАТОВОЙ и из открытых Интернет-источников.