Мурманчанка помогла увековечить память последнего капитана "Ермака"
Судно "Ермак" - легенда мирового масштаба, первый на планете арктический ледокол. Но, как нередко бывает с легендами, конец его истории был печальным. Его сожгли и разделали на металлолом в Мурманске, на память остались лишь несколько артефактов в музеях. Непростая участь постигла и его последнего капитана Вячеслава Смирнова, человека с уникальной биографией, много лет прожившего в нашем городе. Возможно, никто бы так и не знал, где он похоронен, если бы не настоящая поисковая операция, проведенная мурманской исследовательницей Валентиной Кузьминой. Она помогла увековечить его память, а заодно собрала множество интереснейших подробностей об этом человеке.
Из Уфы в Арктику - через Мурманск
Находки Валентины Кузьминой - во многом результат стечения обстоятельств. Впрочем, в научном мире это не редкость - достаточно вспомнить открытие пенициллина. Сфера исследовательских интересов и достижений мурманчанки хотя и связана с историей освоения Арктики, но посвящена другой ее странице. Она уже несколько десятков лет изучает судьбы прототипов каверинских "Двух капитанов". Свой знаменитый роман писатель основал на реальном событии - плавании шхуны "Святая Анна", трагически погибшей в Арктике. Благодаря неустанной кропотливой работе Кузьмина отыскала документы о рождении и крещении штурмана Альбанова (у Каверина он стал Климовым, а шхуна - "Святой Марией"), установила фамилии людей, которые вошли в экспедицию уже непосредственно у нас, в Кольском Заполярье, и множество других подробностей.
За свои открытия исследовательница получила благодарности и от историков, и от самого Каверина. А члены экспедиции, отправившиеся несколько лет назад на поиски следов "Святой Анны", достигли цели в том числе с помощью данных, полученных от Кузьминой. Они нашли останки одного из участников плавания и личные вещи моряков. Об этих открытиях мурманчанки мы ранее уже рассказывали на страницах "Вечернего Мурманска". Новая же тема поисков пришла к ней сама.
Однажды, будучи приглашенной на заседание Русского географического общества в Москве, Валентина Зиновьевна получила в подарок от издательства "Paulsen" книгу "Ледокол "Ермак" - сборник статей разных авторов о судне и его моряках.
- Все, что я знала, - что такой ледокол был в нашем государстве, - вспоминает Валентина Кузьмина. - Начала читать и не смогла оторваться, настолько интересной оказалась история создания первого в России и мире ледокола, рассказы о членах экипажа. В статье Светланы Долговой увидела, что член экипажа "Ермака" Вячеслав Владимирович Смирнов, ставший последним капитаном судна, похоронен в 1984 году в Уфе.
Уфа - город, где Кузьмина родилась и жила полвека, и который, как ни странно, уже не первый раз становится центром ее арктических поисков. Так, именно в Уфе она начала исследование судьбы штурмана Альбанова, поскольку в детстве он жил в этом городе. И вот теперь - еще один арктический герой оказался связанным с родной для Валентины Зиновьевны Уфой.
С мечтой о море и России
А герой этот был действительно неординарным. Вячеслав Владимирович Смирнов родился в 1898 году в Санкт-Петербурге. Отец его владел винно-водочным заводом, знаменитая в России марка водки "Смирнов" была их семейным достоянием. Вячеслав обучался в одном из питерских кадетских корпусов. Любил музыку и поэзию, говорил на нескольких иностранных языках.
После революции завод отца национализировали, и тот с семьей уехал за границу. Вячеслав остался в России - надеялся осуществить свою мечту: работать в Арктике. Несмотря на то, что он был настоящим патриотом России и влюбленным в море человеком, попытки устроиться хотя бы матросом на морское судно раз за разом проваливались: мешало дворянское происхождение. Но об Арктике он мечтать не переставал.
Так продолжалось до 1936 года, когда пересеклись линии судеб Смирнова и ледокола "Ермак". Хотя было еще одно их пересечение в прошлом. Дело в том, что корабль и его будущий член экипажа - одногодки. Первенец ледокольного флота России тоже родился в 1898 году.
Победитель льдов
Вячеслав по газетам следил за арктическими походами "ровесника", изучал его историю. Он знал, что идею создания корабля, способного обеспечивать проводку морских кораблей в тяжелых льдах, выдвинул русский флотоводец Степан Макаров. В марте 1897 года его поддержало императорское Русское географическое общество. К воплощению приложили руку многие видные деятели того времени, в том числе знаменитый химик Дмитрий Менделеев. В ноябре 1897 года царское правительство выделило необходимые для строительства ледокола три миллиона рублей.
Построили корабль в Ньюкасле. 17 октября 1898 года ледокол торжественно был спущен на воду со стапелей завода. 5 марта 1899 года он вышел в первое плавание - направился в Кронштадт.
С именем "Ермака" связаны многие знаменательные события в истории флота России и мореплавания. За первые двенадцать лет эксплуатации ледокол провел во льдах тысячу судов, с его борта осуществлялись исследования в районе острова Шпицберген, первым из русских кораблей он проложил путь к Земле Франца-Иосифа. На "Ермаке" впервые в мире нашло применение изобретение инженера Попова - радиотелеграф. В годы Первой мировой войны ледокол в составе Балтийского флота участвовал в военных операциях.
Но о походах корабля-героя Смирнов узнавал пока только по газетам.
Судьбоносные встречи
И вот в 1936 году произошла судьбоносная встреча Вячеслава Смирнова с капитаном "Ермака" Ворониным, который взял бывшего дворянина в команду кочегаром. Так мечта Вячеслава начала сбываться.
Ледокол все время оставался на трассе Северного морского пути, лишь на некоторое время заходил в порты. Судно в ледовых условиях ежесуточно поглощало тонны угля, и все это лопатами перекидывалось в топки, а образующиеся шлаки поднимали наверх в бадьях. На ледоколе было десять паровых котлов, двадцать семь угольных ям. Кочегары трудились круглосуточно, сменяя друг друга. Работа была, мягко говоря, не из легких.
Где-то в эти же годы Смирнов перебрался в Мурманск. Он жил с семьей на улице Александрова.
В феврале 1938 года капитан "Ермака" получил приказ о выходе в Гренландское море для спасения участников дрейфующей станции "Северный полюс-1", возглавляемой Иваном Папаниным. В срочном порядке на ледоколе завершили ремонтные работы. Погрузка необходимых для плавания тонн угля велась в круглосуточном режиме и по предложению Смирнова… под звуки оркестра.
Вскоре участники дрейфующей научной станции были спасены. Встреча со знаменитым полярником для Смирнова стала не менее важной, чем в свое время знакомство с капитаном ледокола.
Талантливый кочегар
По просьбе Папанина Вячеслав Смирнов тушью нанес на карту маршрут дрейфа станции "Северный полюс-1". И сделал это очень грамотно - сказалось полученное в молодости образование. Вскоре капитан Воронин возложил на кочегара дополнительные обязанности по оформлению документов на судне. Это было начало карьерного роста.
Осенью 1939 года ледокол перешел из Мурманска на Балтику. В условиях войны с Финляндией, несмотря на то, что требовался основательный ремонт, "Ермак" проводил здесь военные корабли.
С первого дня Великой Отечественной войны на ледоколе установили вооружение. Он выполнял проводку разных судов и транспортов, тральщиков, миноносцев, канонерских лодок между Ленинградом и Кронштадтом, осуществлял связь между защитниками Ленинграда и морскими портами. И все это под ожесточенными бомбежками и артиллерийскими обстрелами. Вооруженный "Ермак" вел борьбу с самолетами противника. Кочегар Смирнов вспоминал: "Я подавал снаряды из трюма. Подымешь голову - опять висит над тобой черный фашистский крест. Зажмуришься: ну, конец! Несколько часов боя эта мысль тысячу раз ошпаривала".
Мужество всего экипажа, опыт и умение команды спасли "Ермак" - ни одна бомба не попала в корабль. За все время операций погиб только один человек. Ермаковцы за свой подвиг заслужили награды. Ледокол был "награжден" мемориальной доской. Не остались в стороне и кочегары, от слаженной работы которых во многом зависела работа всего судна. Вячеслав Смирнов был награжден орденом Красной Звезды.
После окончания войны по рекомендации нового капитана, Сорокина, Вячеслав Смирнов направляется в школу штурманов ледокольного флота. Позднее Сорокин говорил, что бывший кочегар "может вести судно с закрытыми глазами".
Грустный праздник
Ледокол «Ермак» проработал с конца XIX века до 60-х годов XX века. Редкое достижение для корабля! Он регулярно проводил суда во льдах, спас десятки дрейфующих во льдах судов и тысячи людей на них. Еще больше провел российских пароходов с грузами для Крайнего Севера и иностранных лесовозов, регулярно занимался снабжением русских полярных станций.
Вячеслав Смирнов за доброжелательный характер, чуткое отношение к людям и умение увлечь окружающих интересным делом пользовался немалым авторитетом в коллективе. Он проводил различные спортивные мероприятия, организовал членам команды переход на лыжах из Ленинграда в Москву. Вячеслав Владимирович играл в духовом оркестре ледокола и на пианино в кают-компании.
10 июля 1963 году на 65-летний юбилей Смирнова капитан Сорокин подарил ему Андреевский флаг, сохранившийся в одном из кубриков ледокола с дореволюционных годов. Однако это был уже праздник со слезами на глазах. К этому времени решалась судьба ледокола: станет ли он музеем или будет списан в металлолом. Смирнов написал письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС Хрущеву и предложил оставить ледокол в качестве музея. Но из Морского министерства пришел ответ: «Превращение ледокола в музей нельзя признать целесообразным». 23 мая 1964 года был подписан приказ, согласно которому ледокол предстояло разрезать на металлолом.
На защиту «Ермака» пытались встать многие. Общественность просила правительство страны сохранить ледокол. Пионеры и комсомольцы Мурманска в знак поддержки собрали такое количество металлолома, какое хватило бы на строительство двух новых судов – лишь бы ледокол оставили жить. Защитить судно пытался и Папанин, и многие другие. Но мнение народа правительство проигнорировало.
Спасенные раритеты
Для Смирнова, прослужившего на ледоколе почти 30 лет, решение об уничтожении судна стало потрясением. Когда желающих принять на себя обязанности капитана умирающего «Ермака» не нашлось, Вячеслав Владимирович согласился им стать. Это было в ноябре 1964 года. В это время команда списанного ледокола состояла из нескольких человек.
А в декабре 1964 года капитан Смирнов последний раз поднялся на борт «Ермака», чтобы попрощаться с ним. По морской традиции он последним покидал борт.
Как рассказали Валентине Кузьминой члены семьи Смирнова, с которыми она познакомилась в ходе своих исследований, капитан, сходя на берег, не сдерживал слез, от волнения у него подкашивались ноги.
На легендарном «Ермаке» начались демонтажные работы. 17 декабря 1964 года ледокол сожгли на корабельном кладбище в Мурманске у Зеленого мыса. В январе 1965 года корпус начали разрезать на металлолом. И разрезали несколько лет. По некоторым данным, на разделку судна ушло вдвое больше денег, чем требовалось для переоборудования его в музей.
Вячеслав Владимирович сумел доставить с ледокола в Мурманский областной краеведческий музей трехтонный якорь, который установили у стены музея на фоне мозаичного панно с изображением «Ермака». Якорь благодаря Смирнову стал данью памяти потомков первому в мире арктическому ледоколу. Другие раритеты ледокола Смирнов передал в несколько музеев. Среди них было пианино, на котором Смирнов играл в ледовых походах.
Последние страницы
Гибель «Ермака» последний капитан переживал очень тяжело. По словам родственников, он даже надолго слег в больницу. Позже вместе с супругой переехал из Мурманска в Уфу. Смирнов выступал в Уфе с рассказами об Арктике, «Ермаке», об отважных моряках, служивших вместе с ним на ледоколе.
Вячеслав Владимирович умер в Уфе в 1984 году. Его гроб накрыли Андреевским флагом – тем самым, подаренным когда-то на юбилей штурману Смирнову капитаном Сорокиным. Вскоре не стало и его супруги.
Приехав в Уфу, Валентина Кузьмина решила побывать на могиле Смирнова. Родственники Вячеслава Владимировича сообщили, как найти ее на кладбище. Но приметы оказались неточны: родственники были пожилыми людьми, недавно перенесшими операции. Где точно находится могила, никто не знал.
Тогда мурманская исследовательница рассказала о своих поисках директору Уфимского высшего командного речного училища Николаю Бричкину. Тот оказался человеком неравнодушным и подключил к работе еще несколько помощников. Они обратились с запросом к администрации кладбища. Там указали на могилу Смирнова, но не того. Захоронение принадлежало однофамильцу капитана. Тогда на помощь пришли курсанты училища и их преподаватель истории Зильфир Романов. Общими усилиями могилу отыскали.
– Могила среди деревьев была ограждена морскими цепями, – вспоминает Валентина Кузьмина. – Скромный металлический памятник с православным крестом. Фотографии не было, потому-то и трудно было найти. На металлической табличке с трудом читалось имя, фамилия, дата рождения.
Шефы для героя
Активисты во главе с Валентиной Кузьминой попросили разрешения у родственников Смирнова отреставрировать могилу и памятник. В сентябре 2016 года учащиеся речного училища покрасили ограду, цепи и памятник, почистили крест, заказали новую металлическую пластину с указанием имени, отчества и фамилии, даты рождения, смерти и надписью: «Моряку, отдавшему всю свою жизнь легендарному ледоколу «Ермак». Установили и фотографию.
– 20 сентября на площади перед училищем собрались все курсанты и преподаватели, были приглашены моряки, служившие на различных кораблях России, – продолжает рассказ Валентина Кузьмина. – Для поездки на кладбище были заказаны автобусы. Мы рассказали ребятам о Смирнове, я показала присутствующим книгу «Ледокол «Ермак», журнал «Полярный лоцман», где изложены подробные сведения о бывшем кочегаре и штурмане, посоветовала молодым людям подробнее изучить историю ледокола и экипажа, рассказала о своей статье о судне и его последнем капитане «Одногодки», вышедшей в одной из уфимских газет в 2013 году. Затем на могилу легли живые цветы, среди которых были и скромные цветы с моего дачного участка. Теплыми словами, а затем минутным молчанием мы почтили память моряка Вячеслава Смирнова. Я с облегчением вздохнула: удалось сделать то, что задумала. А позднее директор училища сообщил, что его заведение берет шефство над могилой и планируется установить новый памятник. Когда рассказала уфимским родственникам Смирнова (они родились и многие годы работали в Мурманске) о посещении могилы и импровизированном митинге памяти, те благодарили от всей души.
К слову, добавим, что легендарный ледокол в некотором роде продолжил свою историю на флоте. В 1970-х годах одному из новых дизельных ледоколов было присвоено имя «Ермак». Строился он, как и его предшественник, за границей, но нес службу в российской Арктике.
Илья ВИНОГРАДОВ.
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ,
из архива Валентины Кузьминой
и открытых Интернет-источников.