Курс рубля ЦБ РФ на :   EUR · USD · NOK · GBP

Хроника дня

10:12  Информационное сообщение

10:06  Барк Росрыболовства «Седов» готовится к двум рейсам в рамках учебной навигации 2017 года

10:06  Юные мурманчане привезли награду из Петрозаводска, где проходил III Международный конкурс детского и молодежного творчества «Кубок Карелии»

10:05  В конце января платная парковка и шлагбаум могут исчезнуть с территории привокзальной площади аэропорта «Мурманск»

09:58  В Государственной жилищной инспекции Мурманской области открылась горячая линия по вопросам ЖКХ

09:57  Менее двух недель осталось мурманским одиннадцатиклассникам на то, чтобы определиться с экзаменами по выбору

09:57  Сегодня ответственный день для мурманских юмористов. На фестивале «КиВиН» в Сочи во втором туре выступает команда из МГТУ «Морская академия»

12:53  В Мурманской области в целях популяризации стерилизации и сокращения численности бездомных животных проходят Дни стерилизации

12:52  Мурманское Управление Федеральной антимонопольной службы признало 35-й судоремонтный завод в Мурманске нарушившим Закон о защите конкуренции

12:51  Ответит за трагедию?

12:46  Проездом из Марокко

12:39  7170 мурманчан в 2016 году были признаны безработными и получили социальные выплаты, а 50 человек благодаря единовременной финансовой помощи открыли собственное дело

11:14  28 декабря выйдет в свет специальный выпуск газеты "Вечерний Мурманск"

11:01  Началась регистрация кандидатов в волонтерский корпус Международного молодежного образовательного форума "Арктика. Сделано в России"

11:00  Стала известна возможная причина смерти 11-летнего мальчика в Североморске

Мы в соцсетях

А за занавеской - чужая жизнь

Сто страниц истории к 100-летию Мурманска

Окончание.

Начало в номере за 18 марта 2016 года.

На рубеже 40-50-х годов в Мурманске началось массовое  строительство - в основном пока деревянное. Разумеется, в городе тут же возникли проблемы с лесом. Решение опять-таки чудесным образом пришло с берегов Белого моря. Во время войны во множестве тамошних губ и заливов в достатке скопилось плавника. За этим лесом и отправились в Кандалакшу  специальные бригады. В Кандалакше, Умбе, Чупе, Ковде и других пунктах  побережья Белого моря были собраны тысячи кубометров деловой древесины,  которая на  баржах или по железной дороге доставлялась в Мурманск, затем  разделывалась на брусья и доски, необходимые на стройплощадках. Порт это делал на собственном лесозаводе (на территории лесозавода организовали специальный стройдвор, который на потоке заготовлял детали для строящихся и восстанавливаемых жилых домов).

В начале 50-х мурманчане жили и в вагонах.Если же говорить о послевоенном быте, то вот вам характерная деталь. Представьте, за войну в Мурманске, среди бомбежек и прочих бед, не осталось целых зеркал! Так вот, когда в полуразрушенном здании на улице Туристов решили обустроить Дом быта, то зеркало для созданной там парикмахерской достали с затонувшего в Кольском заливе парохода. А за инструментом для мастерской по ремонту одежды и обуви пришлось посылать в Вологду.

Замечательный эпизод о послевоенных мытарствах мурманчанок, опять-таки с парикмахерской связанный, находим в рассказе Александры Серапионовны Хрусталевой (личность легендарная - первая в СССР женщина - судовой механик, супруга писателя Николая Блинова и мама еще одного писателя в этой замечательной мурманской семье - Бориса Блинова) "Пирог с секретом". Страна и Мурманск готовились встречать Новый, первый послевоенный, 1946 год, и женщинам, конечно, хотелось быть красивыми:

Коммунальный рай.“Мне очень хотелось сделать прическу, чтобы вечером выглядеть, как раньше, до войны. Пошла в центральный подъезд Дома междурейсового отдыха, где была парикмахерская. И попала в огромную очередь. Заняла два места, для себя и Нины Куликовской. Но вскоре вышел мастер, пожилой человек, и объявил, что может причесать еще лишь десять человек. А потом ему надо успеть выпить за старый год и готовиться к встрече Нового… Народ понял и, огорченный, стал расходиться.

Я тоже ушла. Но спустя немного времени вернулась и стала уговаривать мастера сделать еще две прически - мне и приятельнице. А уж мы дадим за работу буханку хлеба! Посул подействовал - он согласился, но сказал, что прическа будет “до порога”. Я не поняла, но переспрашивать не стала, потому что ломала голову над другим: где взять буханку? И так экономим несколько дней, чтобы на праздничном столе был достаток! Но очень хотелось быть красивой. Подумала и решила попробовать уговорить продавщицу литерного магазина дать хлеб по карточке на день вперед. Получилось!

Прическу мастер сделал быстро. А когда брал буханку, сказал, что у него больна внучка, он пойдет на толкучку, выменяет на хлеб ей подарок и положит под елку. Пусть девочка порадуется, не много теперь дети видят добра”.

Показательно, что восстановление и реконструкция Мурманского морского торгового порта в первые послевоенные годы велись вслепую, по памяти - чертежи и схемы были утрачены во время бомбежек и вызванных ими пожаров. Это стало возможным благодаря начальнику техотдела Зосиму Александровичу Балакшину, который, как указывает Борис Романов в "Причалах мужества", “буквально наизусть знал техническое состояние зданий и сооружений, расположение коммуникаций, количество и характер повреждений, а также то, каким образом повреждение устранено”.

А Зосим Балакшин между тем - родной отец Юрия Зосимовича Балакшина, начальника мурманского домостроительного комбината, на рубеже семидесятых - восьмидесятых - председателя мурманского горисполкома, тогдашнего мэра города, а затем, в конце восьмидесятых, - председателя уже исполкома областного.

Еще одна любопытнейшая подробность тех мурманских лет - неожиданная находка на СРЗ ММФ, которая позволила решить проблему с доставкой лоцманов. Фирменный лоцманский бот “Пилот” ловил рыбу в составе Полярной моторно-рыболовной станции, порт был вынужден доставлять лоцманов в северную часть залива и обратно на буксирах порто-флота, что стоило немаленьких денег и все экономические выгоды от лоцманской проводки судов сводили на нет.

Жили и в таких домах...А тут рабочие на судоремонтном заводе наткнулись на корпус катера “Шторм”.  Когда-то был спасательный крейсер - парусная яхта “Великая княгиня Ксения Николаевна”, построенная в начале прошлого века в Норвегии, на верфях Колина Арчера и следившая за сохранностью рыболовных промыслов еще до первой мировой войны. С помощью мехмастерских порта крейсер-яхту удалось привести в порядок. Она-то и стала на время отсутствия “Пилота” лоцманским судном.

Вот такая чудесная связь настоящего с минувшим, России царской и России советской, случилась. На то он и Мурманск. Для нашего города  чудеса - не новость...

Дмитрий КОРЖОВ, член Союза писателей России.

Подготовлено на основе материалов, предоставленных Ю. Г. Шумилкиным.

«Вечерний Мурманск».