Курс рубля ЦБ РФ на :   EUR · USD · NOK · GBP

Хроника дня

10:12  Информационное сообщение

10:06  Барк Росрыболовства «Седов» готовится к двум рейсам в рамках учебной навигации 2017 года

10:06  Юные мурманчане привезли награду из Петрозаводска, где проходил III Международный конкурс детского и молодежного творчества «Кубок Карелии»

10:05  В конце января платная парковка и шлагбаум могут исчезнуть с территории привокзальной площади аэропорта «Мурманск»

09:58  В Государственной жилищной инспекции Мурманской области открылась горячая линия по вопросам ЖКХ

09:57  Менее двух недель осталось мурманским одиннадцатиклассникам на то, чтобы определиться с экзаменами по выбору

09:57  Сегодня ответственный день для мурманских юмористов. На фестивале «КиВиН» в Сочи во втором туре выступает команда из МГТУ «Морская академия»

12:53  В Мурманской области в целях популяризации стерилизации и сокращения численности бездомных животных проходят Дни стерилизации

12:52  Мурманское Управление Федеральной антимонопольной службы признало 35-й судоремонтный завод в Мурманске нарушившим Закон о защите конкуренции

12:51  Ответит за трагедию?

12:46  Проездом из Марокко

12:39  7170 мурманчан в 2016 году были признаны безработными и получили социальные выплаты, а 50 человек благодаря единовременной финансовой помощи открыли собственное дело

11:14  28 декабря выйдет в свет специальный выпуск газеты "Вечерний Мурманск"

11:01  Началась регистрация кандидатов в волонтерский корпус Международного молодежного образовательного форума "Арктика. Сделано в России"

11:00  Стала известна возможная причина смерти 11-летнего мальчика в Североморске

Мы в соцсетях

“Тобрук” идет в Мурманск

Сто страниц истории к 100-летию Мурманска

В 70-е годы прошлого века я работал в Мурманском отделе Географического общества СССР. Одно из направлений деятельности - интернациональные связи. Нередко встречались с польскими учеными из Торуни и моряками из Щецина. Поляки в летний сезон работали на Шпицбергене, останавливались в Мурманске. Во встречах с ними в Обществе, и потом в Польше, куда я ездил по приглашению, меня поражало их глубокое уважение к нашему городу. Не удивительно. Люди в возрасте пережили оккупацию, а студенты хорошо знали историю войны. Для них города Ленинград и Мурманск, отстоявшие независимость, - символы высокого мужества и самопожертвования. А для меня стало открытием, что сами поляки проявили героизм под мурманским небом, тогда я впервые услышал имена “Тобрук” и “Гарланд”.

В тринадцатом конвое

В начале 1942 года на одной из английских верфей сошло со стапелей судно дедвейтом  10430 тонн, скоростью 10,5 узла, которое нарекли “Эмпайр Балдер”. В марте его передали польскому торговому флоту в качестве компенсации убытков, понесенных Польшей в войне с фашизмом, переименовали в “Тобрук” и в конце месяца направили в Мурманск в составе конвоя PQ-13.

Тринадцатый конвой, подчеркивая свое несчастливое обозначение, хлебнул лиха сполна. Досталось ему от самолетов, субмарин, эсминцев и даже от погоды. Шедшие в эскорте британский крейсер “Тринидад”, эсминцы “Фьюри”, “Эклипс”, два траулера и три тральщика, предназначенные для передачи Советскому Союзу, в течение пяти дней исправно несли сторожевую службу. Налетевший затем ужасный шторм расстроил походный ордер, часть кораблей разметало по разбушевавшемуся морю. Белая мгла, снежные заряды скрыли транспорты от кораблей охранения и противника. Несколько судов потеряли связь с конвоем, среди них был и “Тобрук”. Он вез в Мурманск по ленд-лизу 30 тяжелых и 40 легких танков, 12 самолетов “Харрикейн”, 60 авиационных моторов, радиолокационное оборудование для ПВО Мурманского района и огромное количество взрывчатых веществ.

Немцы знали о выходе конвоя из исландского порта Рейкьявик, готовились к встрече к югу от острова Медвежий силами шести подводных лодок, в помощь к ним из Киркенеса шла 8-я флотилия эсминцев. 29 марта эсминцы потопили отставшее от конвоя панамское судно “Батан”. Захваченные с него моряки сообщили противнику данные о составе и маршруте конвоя. Немецкие корабли изменили направление поиска и вскоре вышли на конвой. Однако прорваться к транспортам не удалось, их встретил британский эскорт. В последовавшем жестоком бою немецкий эсминец Z-26 был потоплен, а крейсер “Тринидад”, получив в бок торпеду, на следующий день сумел дойти до Кольского залива. 

Тем временем в шторм потерявший конвой “Тобрук” в одиночку пробирался к русским берегам. 30 марта встретили эскортный траулер “Блэкфлай”, далее шли вместе. На траулере не ведали, что за ним давно уже следит подводная хищница из вражеской стаи. Командир лодки, обнаружив более крупную поживу, изготовился к атаке на “Тобрук”. Траулер смело ринулся в атаку, сбросил серию глубинных бомб. Поляки поспешили покинуть поле боя. Ночью 31 марта бросили якорь  на  рейде  Мурманска,  наутро встали под разгрузку к причалу № 14 рыбного порта.

На дне Кольского залива

Поздно вечером 3 апреля противник нанес мощный воздушный удар по Мурманску, по кораблям. В трех налетах участвовало более ста самолетов, вес некоторых фугасов достигал тонны. Кошмарная ночь, вспоминали союзники. На “Тобруке” часть команды ужинала, остальные мылись в душевой. Помощник капитана Мариан Бельский вспоминал: “Внезапно в тишине кают-компании послышался знакомый гул моторов. Все окаменели. Судно ударилось о причал. Тонны воды обрушились на палубу. Дикий страх охватил мое сердце. Выскочил из каюты. Снаружи царил хаос. Крышки люков сорваны. Столбы дыма поднимаются из четвертого и пятого трюмов. Судно ложится на правый борт… Беспомощные люди прыгали с борта на причал. Старший моряк Барыля упал на снег прямо из душевой в чем мать родила. Матрашек выбросил через иллюминатор офицерской каюты костюм и белье. Судно горело и тонуло. Что последует дальше? Или тысячи тонн взрывчатки превратят Мурманск и всех нас в пух и прах, или вода погасит пожар. Искать спасения негде. Капитан Хурко подает мне бутылку коньяка. Пьем… Судно погружается. Пожар гаснет”.

От прямого попадания бомбы “Тобрук” затонул у причала. По соседству, в пятом районе порта, как вулкан, извергал огонь британский пароход “Нью-Вестминстер Сити”,  также получивший прямое попадание. Пламя охватило трюм с тоннами снарядов и прочей взрывчатки. Ослепительный фейерверк залил всю акваторию порта. Пожар тушили с причала и с портового буксира “Строитель”, с которого на горящий транспорт перебрались пожарные А. И. Шишмаров и И. И. Подолян. Огонь с трудом успокоили.

Убитых на “Тобруке” оказалось пять человек, контуженых и раненых - четырнадцать. Из экипажа пострадали три моряка, остальные - грузчики и спасатели. Большая часть команды в одном нижнем белье бежала в курилку на втором грузовом районе, где им дали одежду, и находились там до прибытия английской военной миссии. В дальнейшем с затонувшего парохода груз поднимали с помощью водолазов. Подъемными кранами и понтонами - сначала танки, потом самолеты. Водолазы наложили на пробоину пластырь, после откачки воды из трюмов пароход осторожно вывели на обсушку и притопили, чтоб не привлекал немецких летчиков. Единственный док в это время был занят ремонтирующимся крейсером “Эдинбург”. Время лежания “Тобрука” в Кольском заливе растянулось на месяцы. Команда жила на берегу, капитан Хурко судно не покидал.

Жаркое лето 42-го

Наступило лето. Моряки “Тобрука” пережили страшные мурманские пожары июня - июля 1942 года. Разрушения и пустота царили на берегу. Порт, казалось, замер. С уходом льда в Белом море конвои перенацелили на Архангельск. Освободился док, который за это время десятки раз ремонтировался. И вот когда “Тобрук” стянули с обсушки и довели до ворот дока, прозвучала очередная воздушная тревога. Как вспоминали моряки, это был критический момент их проживания в Мурманске, ибо страшен был сам факт обратной постановки на мель и дальнейшее ожидание в такой “горячей точке земли”, каковой являлся в те месяцы Мурманск. Портовая служба, естественно, отменила постановку в док.

Обратимся еще раз к запискам Бельского: “…Зенитный огонь терзает голову и нервы. Нет времени смотреть, кого бьют. Град бомб, грязь, земля и вода залили судно. Белый свет пропал, а когда тьма рассеялась, нас разделяло сто метров от дока, покрытого дымом и песком… Нет, ни за какую цену не пойдем обратно на мель. Несмотря на страх, спрашиваем, удержится ли пластырь. Моментом появились русские на борту. Что делать? Не тронемся отсюда. В док войдем со следующим приливом - и к черту налеты. Хурко уперся как маньяк. Говорит, что будет звонить в Москву. Решено переждать день на якоре”.

Воспоминания помощника капитана не требуют комментариев. Нервы русских и поляков были напряжены до предела. Но товарищи по оружию нашли общий язык. Капитан Хурко приказал всему экипажу покинуть пароход, а сам с двумя русскими портовиками остался у насоса и не покидал этого боевого поста в течение всего налета. Жаль, неизвестны имена этих двоих.

В конце лета “Тобрук” подлатали и включили в обратный конвой QP-14, формирующийся в Архангельске, с которым он в конце сентября благополучно достиг берегов Англии. А там тогдашнее польское правительство, находящееся в эмиграции, уже вычеркнуло его из списков своего флота, имевшего всего… пять пароходов. В Англии “Тобрук” основательно подремонтировали и отправили… опять в Мурманск. 2 марта 1943 года он снова в нашем порту. И многое здесь повторилось! Как писал один из членов экипажа, “все было как в первый раз, хотя более спокойнее и морознее”. Капитана Бронислава  Хурко наградили медалью за мужество, а с ним и 11 человек его отважной команды.  В дальнейшем “Тобрук” плавал в конвоях на Мальту и дожил до победы. Его боевая деятельность ярко отражена в книге Яна-Казимира Савицкого с весьма выразительным названием “Тобрук” в конвоях смерти”.

На Мурманском интернациональном кладбище  есть четыре польские могилы,  одна именная - кочегар с “Тобрука” Людвиг Лещыловский.  Есть памятный знак  в виде якоря, поставленный в 1989 году к 50-летию начала второй мировой войны всем польским морякам, погибшим на Севере, на одном только эсминце “Гарланд” в мае 1942 года погибло 24 моряка, 22 похоронены в море. Несмотря на разногласия с нынешней Польшей, мы чтим память бывших товарищей по оружию, все могилы ухожены, на кладбище чистота и порядок.

Памятный знак польским морякам - участникам мурманских конвоев. Автор - художник Ирениуш Хмужиньский.

Владимир СОРОКАЖЕРДЬЕВ,           

член Союза писателей России.  

 

 

«Вечерний Мурманск».